IT Директор - CIO

IT Директор - CIO: вчера, сегодня, завтра

Вчера

Раньше, когда компьютеры были большими, мониторы - маленькими, а специалисты, занимающие на данный момент позиции IT-Директоров – просто молодыми людьми, которым интересно «поковыряться» с компьютерами, проводами и программным обеспечением, о такой должности как CIO (англ. Chief Information Officer) никто толком и не слышал. В штате любой более или менее крупной компании был шустрый молодой человек – выпускник или студент технического ВУЗа, который помогал сотрудникам компании решать проблемы связанные с компьютерами, мониторами, принтерами, телефонами, факсами, копирами (которых очень любили называть «Ксерокс», независимо от их марки, а выражение «Скопируй этот документ» звучало как «Отксерь этот документ»). Закупал все «компьютерные железки» как правило, Завхоз или Начальник отдела АХО (как правило – бывший военный), а о покупке лицензионного ПО практически никто ничего не слышал.  Документация как минимум на 90% велась в бумажном виде, интернет был доступен лишь узкому кругу лиц – поэтому в основном компьютеры использовались в качестве печатных машинок. Соответственно и к «компьютерщику» требования были достаточно простыми – главное, чтобы на компьютерах можно было набирать тексты и распечатывать их на матричных принтерах. В общем – подавляющая часть профессиональных знаний IT-шников в те времена нужна была им самим и оставалась ждать лучших времен в невостребованном виде.

Сегодня

В наше время – совсем другое дело: количество офисной оргтехники не только сравнялось с количеством сотрудников, работающих в компании, но и превысило его; все компьютеры теперь объединены в сети со сложной многоуровневой структурой; количество программного обеспечения (ПО) растет с каждым днем лавинообразными темпами. А роль IT-инфраструктуры в бизнесе настолько возросла, что остановка работы локальной сети компании в наше время в большинстве случаев ведет к парализации подавляющего большинства бизнес-процессов компании.

В результате всего этого один специалист – «компьютерщик»  превратился в целый Отдел Информационных Технологий (IT – департамент) и одна общая специализация разделилась на множество более мелких:  сетевой администратор, системный администратор, системный аналитик, специалист по телефонии, программист, вэб-программист, специалист по поддержке пользователей и т.д.

Соответственно, появилась необходимость в том, чтобы всем этим немаленьким коллективом кто-то руководил. Вот тут на сцену и выходит многоуважаемый CIO , он же  -  IT Директор. Первое время CIO становились просто наиболее продвинутые IT-шники, которым не лень было присматривать за работой своих собратьев, раздавать им задания и отчитываться перед руководством о проделанной работе и потраченных отделом финансовых и материальных средствах. Но очень быстро выяснилось, что всего этого недостаточно и роль CIO начала смещаться несколько в иную плоскость:
- он становится связующим звеном между IT-отделом и внешним миром: здесь имеется в виду не только коммуникации внутри компании, но и взаимодействие с внешними организациями, топ - менеджментом компании и даже с учредителями компании;

- CIO – это не просто самый «продвинутый» член команды IT-шников, но и человек, который в курсе всех самых передовых IT-инноваций и отстаивает целесообразность их внедрения в бизнес компании перед руководством;

- от CIO требуется наличие лидерских качеств, харизмы и способности наладить отношения практически с любым человеком, компьютером или ПО;

- появляется необходимость в знаниях и умениях в таких плоскостях как бюджетирование, финансовое планирование, оценка и оптимизация затрат по IT-направлению;

- становятся полезным наличие ораторских навыков, умения изложить любой IT-шный вопрос с точки зрения инвестиций, финансовых вложений, рентабельности и экономического эффекта.

Завтра

По всей видимости, появившиеся новые тенденции в изменении роли IT-директора в компании будут расширяться и углубляться – все чаще и чаще CIO придется доказывать Учредителям компании положительный бизнес-эффект  от инвестиций в IT-инфраструктуру компании (а перед этим предварительно оценивать различные варианты инвестиционных стратегий),  IT-отделы станут не просто подразделением, которое обслуживает нужды компании, но и той опорой, тем стратегическим активом (драйвером роста, инструментом трансформации бизнеса), который сможет выводить бизнес компании на новые, ранее не достижимые уровни развития. CIO станет не просто техническим руководителем, а равноправным партнером компании, существенно влияющим на уровень её прибыльности и скорость развития – так как вводя изменения в IT-инфраструктуру компании уже сейчас можно получить оптимизацию и увеличение скорости течения основных бизнес-процессов компании, улучшить качество коммуникаций с внешними и внутренними заказчиками компании, более точно понимать текущую ситуацию внутри компании и на рынках и сбыта и прогнозировать её развитие.

03.02.2012 Кондауров Александр Заместитель директора IT Personnel www.itrecruiting.ru